Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОМАНДИРА ПЛ К-408
КОНТР-АДМИРАЛА В. В. ПРИВАЛОВА
О СЛУЖБЕ НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ

привалов Подводная лодка совершила кругосветное плавание с Северного флота на Тихоокеанский флот и всплыла у берегов Камчатки 19 марта 1971 г. Прибыла к постоянному месту базирования. Швартовка к пирсу оказалась трудной. Вся бухта Крашенинникова была забита крупнобитым льдом. Мощности буксиров преодолеть лед не хватало. Пришлось неоднократно продувать воздухом среднюю группу цистерн главного балласта, чтобы выгнать лед между корпусом корабля и пирсом. Там нас встречал контр-адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов.

По окончании встречи весь экипаж был приглашен на праздничный ужин на плавказарму, где всех поселили в уютные кубрики, вымыли в бане, хорошо и вкусно накормили. Во всем чувствовалась большая организаторская работа командования соединения, эскадры. Все вопросы по благоустройству были решены прекрасно. Было ясно, что организация встречи находилась под непосредственным контролем со стороны командования и лично командира эскадры контр-адмирала Э. Спиридонова. Я подробно остановился в своих воспоминаниях о встрече экипажа потому, чтобы раскрыть природные качества этого адмирала, показать его неутомимый труд, высокие организаторские и деловые качества, заботу о людях, внимание к семьям военнослужащих. За три с половиной года службы офицеры и мичманы впервые соединились с семьями, получили квартиры, почувствовали семейное счастье.

В период дальнейшей службы я близко познакомился с командирами объединений вице-адмиралом Тихоновым, вице-адмиралом Белашевым, командиром соединения контр-адмиралом Махлаем, контр-адмиралом Чулковым, членами военных советов — начальниками политических отделов объединений: контр-адмиралом Постниковым, капитаном I ранга Пивоевым, контр-адмиралом Николаевым, капитаном I ранга Бережным, с начальниками штабов объединений капитаном I ранга Прокопчиком, контр-адмиралом Пирожковым, заместителем командующего ТОФ — начальником управления боевой подготовки контр-адмиралом Корбаном, начальником оперативного управления ТОФ контр-адмиралом Митрофановым и другими командирами и начальниками. Анализируя годы своей службы на ТОФ, я сердечно благодарен этим командирам и горжусь тем, что мне посчастливилось служить с ними рядом, под их руководством. С болью в сердце думаю об их трагической гибели 7 февраля 1981 г. По воспоминаниям о них наши потомки будут судить о людях моего поколения — поколения детей войны, поднявших страну после страшного фашистского нашествия, создавших мощь советского Военно-Морского Флота и его славу. В таких людях, как Э. Спиридонов, В. Тихонов, В. Белашев будут искать ответы на вопрос о том, а что такое русский советский человек? Откуда, из каких истоков черпали они силу и убежденность? Как жили, чему служили?

Откуда? Почти все они родились в рабочих и крестьянских семьях или в семьях потомственных офицеров. Постоянный труд на благо нашей Родины они впитали с молоком матери. Юность — тяжелая, военная. Основной их жизненный критерий — честность, открытость, устремленность к будущей Победе. Бесконечная вера в правоту дела и в то, что сил хватит на все. И ведь хватало сил, в самом деле!

Депутат Верховного Совета РСФСР, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Николаевич Спиридонов родился в 1925 г. в г. Макарьеве Ивановской области в рабочей семье. Всю свою сознательную жизнь был связан с морем, с флотом.

Службу начал в октябре 1942 г. После окончания Высшего военно-морского училища имени М.В.Фрунзе был командиром боевой части подводной лодки, начальником штаба и командиром соединения. С 1970 г. занимал должности командира эскадры, командующего флотилией, первого заместителя командующего ТОФ, а с 1979 г. стал командующим Тихоокеанским флотом.

За заслуги перед Родиной адмирал Спиридонов награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и многими медалями. Для него в службе были характерны целеустремленность, высокое чувство ответственности за порученное дело, искренняя преданность Родине. Желание служить народу, возможность быть для него максимально полезным. Служить стране с честью и совестью. Безусловно, это требовало больших физических, моральных сил, крепкого здоровья, большого мужества. Мне приходилось видеть его уставшим, хмурым, озабоченным. Он иногда попадал в сложный переплет, но всегда находил силы и мужество достойно выйти победителем. Для него не существовало безвыходных положений.

Это была легендарная личность, необыкновенно целеустремленная. Он являлся одним из крупнейших военачальников Военно-Морского Флота. Его место стоит в ряду таких великих флотоводцев, как Адмиралы Флота Советского Союза Кузнецов, Исаков, Трибуц.

Большинство лучших качеств характера адмирала Спиридонова в какой-то степени было присуще всему командованию Тихоокеанского флота, служившему под его началом. Каков командир — таковы и подчиненные. Мое мнение о Спиридонове, Тихонове, Белашеве, Махлае, Чулкове, Постникове, Пирожкове и других сложилось! из многочисленных фактов общения с ними на протяжении десяти лет. Наиболее близко — с Э. Спиридоновым, В. Белашевым, В. Тихоновым, В. Постниковым, В. Пивоевым, Р. Пирожковым. Обаяние этих личностей неотразимо. Это были люди широко образованные, обладающие феноменальной памятью и необыкновенным организаторским талантом. Отлично разбирались в тонкостях оперативного искусства, тактике ведения боя. Их невозможно было провести, если речь шла о конкретных делах. Все, за что брались, к чему проявляли интерес, они изучали досконально. Начатое дело доводили до конца. Необыкновенно любознательны. Расчетливы, придирчивы, до мелочей, особенно в оценке обстановки и принятии решений.

Все они были в жизни очень активны, в общении с людьми сдержанны, внешне строги, к собеседнику внимательны и участливы. Если тема разговора им была интересна, а мнение собеседника казалось профессиональным и конкретным, были готовы обсуждать ее, не замечая времени. Но теряли интерес к разговору, когда видели перед собой дилетанта и болтуна, не знающего дела. Были беспощадны и брезгливы к проявлению лжи, не прощали обмана и предательства.

Особенно было приятно видеть, как они уважительно относились к матросам, как серьезно и участливо беседовали с семьями офицеров, мичманов, прапорщиков, как внимательны к детям, как активно направляли работу женсоветов и других общественных организаций. Всегда внимательны и трогательно заботливы к товарищам, своим соратникам, к тем, кто был ближе им по духу.

В своей службе я и моя семья ощущали постоянное внимание и поддержку, получали помощь советом, вниманием, заботой. Это были командиры, для которых принцип «с глаз долой — из сердца вон» — неприемлем. Их принцип — не оставлять товарища в беде. Внешне такие командиры красивы душой и телом. Опрятны, форма одежды подогнана, рубашка, манжеты исключительной белизны, аккуратно пострижены, чисто выбриты. Все это вместе взятое создавало им заслуженный авторитет и уважение подчиненных, достойные подражания. Их слова не расходились с делами. В быту неприхотливы, но всегда обращали серьезное внимание на быт подчиненных, организацию питания.

Прекрасные, преданные семьям мужья, горячо любимые жены, дети. Быть дома они воспринимали, как праздник. Мне приходилось бывать на рыбалке с Э. Спиридоновым и В. Белашевым. Примечательно, что В. Белашев на рыбалку приехал с женой Ниной Федоровной. Это был незабываемый день. Все стали просто «взрослыми детьми». Удачно пойманная рыба сопровождалась шутками, остротами, рыбацкими байками. Как правило, в рыбалке побеждала Нина Федоровна — она очень умело ловила рыбу. Затем — прекрасная уха и получение приза, возвращение домой, где ждут дети и жены, родные.

Накануне того черного для всего Тихоокеанского флота дня, 6 февраля, ничто не предвещало трагедии. Части жили по привычному распорядку. Всем было известно, что время вылета самолета из Пушкина назначено на 16.00. В частях готовились к встрече своих командиров. Были подготовлены машины для встречи. Капитан I ранга В. Пивоев просил передать его жене Людмиле Петровне, что он с аэродрома сразу приедет к ней во Владивосток. У него 8 февраля был день рождения...

Но на душе было неспокойно. Время вылета прошло, но от оперативного дежурного флота сообщения о вылете нет. Уточнить обстановку невозможно. На всех командных пунктах флота остались одни ВРИО — прекрасные условия для любых провокаций. Флот оголен, все находятся на сборах. ОД флота на звонки не отвечает — там бросают трубку. Попытка связаться с Главным командным пунктом Военно-Морского Флота и уточнить обстановку тоже оказалась безрезультатной.

Беспокойство нарастает. Но мысли о трагической гибели самолета не приходят. Тревожит только отсутствие информации. Первыми начали беспокоиться о достоверности вылета самолета жены офицеров и адмиралов. Это еще более накаляло обстановку. Я приказал произвести сбор командования кораблей, офицеров штаба, усилить караулы, дежурным подводным лодкам приготовиться к отходу в точки рассредоточения, усилить охрану штабов, узлов электропитания, подготовить резервные источники питания к работе, повысить боевую готовность объединения.

И только в 7 часов 8 февраля 1981 г. мы получили сообщение, что при несении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота.

Подобной трагедии история еще не знала. Флот был потрясен случившимся. Не хотелось верить, что уже больше не увидишь боевых друзей, с которыми прошли долгие годы службы, с которыми только вчера разговаривал. Еще более трудно было представить состояние жен, родственников, детей погибших. В один день осиротела 51 семья.

Но увы! Мертвых — не оживить! Против смерти остается только память. Память делит время на прошлое, настоящее и будущее. Из них реально только прошлое. Знание прошлого воплощается в настоящее. Памяти погибших боевых друзей посвящаю свои воспоминания. Тихоокеанский флот осиротел, потерял своих верных сыновей, прекрасных перспективных командиров, оказался в глубоком трауре, из которого не вышел до сего времени.

10 и 11 февраля 1981 г. двумя партиями на самолете Ил-18 из Владивостока в Ленинград вылетели семьи и близкие родственники погибших, представители частей и соединений флота. Председателем комиссии по организации похорон был назначен заместитель Главнокомандующего Военно-Морским Флотом по боевой подготовке адмирал Г. Бондаренко. Прощание с погибшими было организовано в помещении клуба Высших специальных офицерских классов. 12 февраля 1981 г. трудящиеся города Ленинграда, военные моряки, воины Ленинградского гарнизона проводили в последний путь группу адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков и служащих Тихоокеанского флота, погибших 7 февраля 1981 г. На Серафимовском кладбище состоялся траурный митинг. На нем выступили Главнокомандующий ВМФ — заместитель министра обороны СССР Адмирал Флота Советского Союза С. Г. Горшков, представители моряков Тихоокеанского флота, воинов-дальневосточников и ленинградцев.

В частях Тихоокеанского флота траурные митинги состоялись в 21 час 12 февраля 1981 г. Приспущены знамена, прощание, минута молчания, подача гудков на кораблях в течение минуты, траурная мелодия, три орудийных залпа. Личный состав флота прощался со своими командирами, боевыми друзьями, припав на колена и сняв головные уборы. На оборудованных траурных столиках были выставлены фото-портреты погибших, огромные букеты цветов. После исполнения Гимна Советского Союза части прошли торжественным маршем, отдавая честь погибшим.

19 февраля, спустя 9 дней после трагедии, в поселке Тихоокеанском, в кафе «Золотой ключик» флотская общественность отмечала память погибших. Были приглашены командиры кораблей, частей, их заместители, офицеры штабов, политических отделов, жены, родственники, близкие друзья, ветераны флота. Всего собралось около 100 человек.

От имени жен погибших выступила жена вице-адмирала В. Белашева Нина Федоровна. Она сказала: «Мы с Виктором Григорьевичем собирались в недалеком будущем здесь встретиться с вами по случаю нашего 25-летия совместной жизни. Вот мы и встретились, но по другому поводу. Прожили мы с ним совместную жизнь счастливо — как один день. Берегите дни семейного счастья, отбросьте все мелочи и обиды, умейте дорожить днями, когда вы вместе. Их так мало, жизнь так коротка... Я благодарна всем присутствующим за оказанное внимание. Мой низкий поклон вам!».

Светлая долгая память о погибших навсегда сохранится в моей семье. Погибли молодые командиры в возрасте 40 — 45 лет, перспективные в службе, будущие военачальники. Их утрата сказалась на боевой готовности Тихоокеанского флота на десятки лет.

Контр-адмирал
Привалов В. В.