Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

ВИЦЕ-АДМИРАЛ БЕЛАШЕВ ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ



вице-адмирал белашев Командующий и член Военного совета флотилии ПЛ ТОФ.

Родился 12 августа 1927 г., ст. Болотная
Новосибирской обл.

Тихоокеанское ВВМУ — 1949 г.

Высшие офицерские классы ВМФ — 1958 г.

ВМА — 1965 г.

Военная академия Генерального штаба — 1971 г.

1949—1981 гг. — Тихоокеанский флот.

Награды:
2 ордена Красной Звезды,
орден «За службу Родине в ВС» III степени,
15 медалей.



Из аттестации


«...Дисциплинированный, исполнительный, грамотный командир соединения. Имеет большой опыт службы на дизельных и атомных ПЛ. К своим служебным обязанностям относится добросовестно. Требовательный, энергичный и волевой адмирал. Высоко развито чувство ответственности за порученное дело. Имеет хорошую оперативно-тактическую подготовку. В 1971 г. с отличием окончил Военную академию Генерального штаба. На достигнутом не останавливается, систематически работает над повышением тактических, военных и политических знаний. Лично много плавает на кораблях эскадры. Свой богатый практический опыт умело передает подчиненным. Обладает чувством нового. Постоянно ищет и совершенствует новые тактические приемы использования подводных лодок и их оружия. Методически правильно и целеустремленно обучает командиров кораблей. В сложной обстановке не теряется, действует быстро и четко, принимает грамотные и обоснованные решения. Много работает по подготовке заместительского звена, обучению, воспитанию и становлению вновь выдвинутых на командные должности офицеров. Обладает хорошими организаторскими способностями. Способен мобилизовать подчиненных на решение стоящих перед соединением задач. В своей работе умело опирается на партийные и комсомольские организации. Уделяет большое внимание вопросам поддержания кораблей эскадры в высокой степени боевой готовности. Соединение успешно справляется с возложенными на него задачами. Торпедные и ракетные стрельбы, задачи боевой службы исполняются кораблями, как правило, с хорошими и отличными оценками. Состояние воинской дисциплины и организация службы на эскадре в целом обеспечивают выполнение стоящих задач. Однако на соединении не изжиты происшествия. В 1978 г. не достигнуто коренного улучшения дисциплины.


Курсант третьего курса Виктор Белашев.
Курсант третьего курса.                 Лейтенант Виктор Белашев.

В соединении выращено 41 % отличников боевой и политической подготовки, 60% классных специалистов, 9 подводных лодок эскадры носят высокое звание отличных. 91 % старших помощников командиров допущены к самостоятельному управлению. В практической работе следует повысить требовательность к подчиненным командирам соединений и штабам по внедрению уставного порядка, усилить личный контроль за деятельностью штаба эскадры и подчиненных соединений, усилить воспитательную работу с молодыми офицерами.


Белашев в штабе
В штабе.

Принципиален. Честен. Правдив. На деловую критику реагирует правильно, принимает меры к устранению имеющихся недостатков. Интересы службы всегда ставит выше личных. В обращении с начальниками и сослуживцами вежлив и тактичен. Скромный, культурный и общительный адмирал. Принимает активное участие в общественной жизни и партийно-политической работе. Глубоко изучил решения XXV съезда КПСС и в своей практической работе умело претворяет их в жизнь. Систематически выступает перед личным составом с лекциями и докладами. Является депутатом Владивостокского горсовета народных депутатов и членов партийной комиссии флота. Пользуется заслуженным авторитетом у личного состава и командования.

Морские качества отличные. Море и службу подводника любит. Всегда подтянут и аккуратен. Строевая выправка хорошая. По состоянию здоровья годен к службе на подводных лодках. Воинский устав знает и правильно руководствуется ими в своей практической деятельности. Военную государственную тайну хранить умеет. Делу КПСС и Советскому правительству предан.

Выводы:
1. Занимаемой должности соответствует.
2. По опыту службы и деловым качествам достоин назначения на должность командующего флотилией подводных лодок
».

Командующий ТОФ адмирал Маслов.
ЧВС флота вице-адмирал Сабанеев.
25 июля 1978 года.



Из воспоминаний дочери, Марины Викторовны, об отце


Мой отец - Белашев Виктор Григорьевич - родился 12 августа 1927 г. на ст. Болотная Новосибирской области. Дед - Григорий Васильевич - работал железнодорожником, бабушка - Мария Филипповна - занималась хозяйством. У них был свой дом, огород, корова и другая живность. У отца было две сестры, которые впоследствии переехали жить в Среднюю Азию.

Во время Великой Отечественной войны в Сибирь была эвакуирована Ленинградская подготовительная морская школа - школа юнг. Когда отцу исполнилось 14 лет, он уехал из дома и поступил на учебу в эту школу, мечтая поскорее выучиться и попасть на фронт.

Время было голодное, электричества не было. Впоследствии отец рассказывал, что по окончании школы не все мальчишки по состоянию здоровья были способны попасть на фронт или поступить в высшие военно-морские училища. Но преподаватели были такие замечательные, что полученное в школе образование наложило отпечаток на всю жизнь моего отца. Он вспоминал, как одна пожилая преподавательница упрекала учеников: «Мы по-французски ошибаться не умели, а вы делаете ошибки в русском диктанте!».

После школы отец окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище во Владивостоке и всю жизнь служил на Тихоокеанском флоте: в Приморском крае, на Камчатке.

В 1957 г. женился. С моей мамой он познакомился у себя на родине, куда приезжал навестить родителей. Мама работала там учительницей в старших классах.

В 1958 г. закончил Высшие офицерские классы в Ленинграде, и после подготовки в специальном центре был назначен командиром первой атомной подводной лодки на Тихоокеанском флоте.

Впоследствии, в 1965 г. закончил Военно-морскую академию в Ленинграде, а в 1971 г. - Академию Генерального штаба в Москве.

До последних дней службы, которую оборвала страшная авиакатастрофа, он был моряком, который постоянно выходил в море. Был добрым, порядочным, очень образованным человеком - знал наизусть почти всего Пушкина. У папы совсем не было свободного времени, и он так уставал на службе, что мог стоя спать в трамвае, когда мы вместе с ним куда-нибудь ехали.

Он был исключительно волевым человеком. Когда ему было 34 года, они с однокурсниками по Военно-морской академии решили бросить курить. К Новому году закурили все, а отец больше никогда не курил. Он говорил, что не хочет походить на пузатых начальников, и всегда держал себя в форме, по утрам бегал с нашей собакой.

Он любил рыбалку, но редко мог себе это позволить из-за занятости. Говорил, что когда выйдет на пенсию, купит себе в деревне домик, заведет двух лаек и займется охотой и рыбалкой. После его трагической гибели осталось много абсолютно новых рыболовных принадлежностей.

Когда в феврале 1981 г. его вызвали на совещание в Ленинград, он был в отпуске, но, конечно, полетел. Ночью позвонил по телефону, что утром будет дома, но утром 7 февраля к нам пришла страшная весть. . .


Из воспоминаний сослуживца В. Белашева - В. В. Брыскина


Настоящим моим воспитателем стал командир минно-торпедной боевой части Виктор Григорьевич Белашев. Только недалекие люди полагают, что у военных все определяет количество звездочек на погонах. При равенстве в воинских званиях Виктор был всегда на порядок опытнее меня. Он учился на офицерских классах при Тихоокеанском училище, где подводники повышают свою квалификацию.

По складу своего характера Виктор относился к той категории морских офицеров, которую я мысленно называю людьми нахимовского склада. Такие люди - истинные рыцари морского дела, отдающие всего себя этому поприщу и обладающие необходимыми волевыми качествами и многосторонними знаниями, которые нужны для нелегкой службы. И все перечисленное у Виктора Григорьевича Белашева было в наличии, как ни у кого другого из моих сослуживцев.

Мама Виктора была киргизкой и от нее он унаследовал характерный восточный разрез глаз и цвет кожи, а также незаурядную физическую выносливость, без которой в степи или в горах пропадешь. Никаких эмоций в процессе принятия нужного решения на его лице усмотреть было невозможно, но результат этой сложной работы всегда вызревал у него раньше, чем у остальных и затем с беспощадной требовательностью претворялся в жизнь.

На любой службе у В. Г. Белашева был высокий авторитет среди подчиненных и начальства, что одновременно случается нечасто. А внешне это был среднего роста немногословный парень с постоянным устойчивым хорошим настроением и ненавязчивым юмором, который, при желании, всегда можно было обнаружить в разговоре с ним на любую тему.

Формально мы находились в разных подразделениях и учить меня никто Белашева не принуждал, но он кропотливо подталкивал меня в нужном направлении, сообщал мне тысячи подробностей об устройстве корабля, взаимоотношениях с начальниками и подчиненными, об улучшении офицерского быта, включая катание на коньках, чему он был большой любитель.

Вскоре меня перевели служить в Находку и в дальнейшем наша с Виктором служба проходила на параллельных курсах. Его довольно быстро назначили старпомом большой лодки, а потом он стал и ее командиром.


в море
В море.

В таком качестве он вместе со мной учился в Ленинграде на командном факультете офицерских классов. Опять у нас были одинаковые воинские звания капитан-лейтенантов, при очень большой разнице в служебном опыте. После классов Виктор командовал головной атомной подводной лодкой, построенной в Комсомольске, получил орден за ее освоение, а потом быстро поднимался по служебной лестнице, окончил две академии и стал командиром эскадры в звании вице-адмирала. Бывая во Владивостоке, я всегда навещал его в том же гарнизоне Малого Улисса, где мы оба когда-то служили лейтенантами. И он, в свою очередь, бывая в отпуске во Фрунзе, всегда заезжал в академгородок, где я водил его по институтам.

В 1981 г. Виктор трагически погиб в авиакатастрофе. Вместе с ним погиб и мой однокашник по училищу вице-адмирал Джемс Чулков. Потери эти для меня невосполнимы. . .


Мой командир


В 1974 году наш корабль, БПК «Стерегущий», в составе поисково-ударной группы (ПУГ) участвовал в операции по поиску и слежению за АПЛ (атомными ракетными подводными лодками стратегического назначения) из состава 15-й эскадры США, которые базировались на о. Гуам (Марианские острова) в Тихом океане. Задачи 15-й эскадры АПЛ США: по приказанию нанесение ракетно-ядерного удара по территории Советского Дальнего Востока и Сибири.

Наша бригада противолодочных кораблей, которой командовал капитан I ранга Морозов Владислав Игнатьевич, постоянно контролировала этот район с целью изучения приемов развертывания АПЛ США, несения боевой службы, подготовки личного состава и т. д.

Вице-адмирал Белашев В. Г., командующий 4-й флотилии АПЛ, считал своим долгом изучать опыт боевой деятельности противника, его приемы использования боевых сил и средств не в кабинетах, а непосредственно на полигонах несения боевой деятельности потенциального противника. Поэтому он оказался на нашем корабле, несшим боевую службу в Филиппинском море. Здесь я увидел его в первый раз и познакомился. Человек высочайшей ответственности и долга, он почти постоянно находился в боевой рубке корабля. Проводимый им анализ складывающейся ситуации позволял ему обогащать собственный опыт использования наших АПЛ. По возвращению на родную базу вице-адмирал Белашев делился полученным опытом со своими подчиненными, внес ряд существенных предложений по совершенствованию тактики использования подводных сил и средств флота.

Белашев В. Г. был хорошим педагогом. Умело и авторитетно обучал подчиненных офицеров совершенствовать свое мастерство и уважать личный состав, делился с ними своим жизненным и служебным опытом. Ответственно и с глубоким уважением встречался он и с матросской аудиторией. К матросам он относился всегда по-отечески, с заботой и добротой. В связи с этим хочется вспомнить один показательный и довольно забавный случай, произошедший в нашем походе. Однажды утром, после подъема, экипаж корабля занимался физзарядкой. В кормовой части корабля был оборудован душ. Вице-адмирал Белашев, сделав физзарядку, начал принимать душ. Матросы, закончив делать физзарядку, по команде тоже направились к душу.

Один матрос, легонько подталкивая Белашева, прикрикнул: «Браток, подвинься!» и Белашев отодвинулся, предоставляя возможность матросу воспользоваться душем. Другой матрос, увидев это и узнав адмирала, подсказал своему другу: «Это же адмирал!». Матрос смутился и через некоторое время подошел к адмиралу и попросил прощение за свое неловкое поведение. На что Белашев с улыбкой сказал: «В душе званий не видно. Здесь все равны». У матроса, конечно, отлегло с души и он с глубоким уважением, посмотрев на адмирала, сказал: «Спасибо!».

Вечная память о вице-адмирале Белашеве В. Г., настоящем флотском офицере, хорошем государственном человеке, навсегда останется в наших сердцах.

Капитан II ранга в отставке Макарчук Ю. Н.
Санкт-Петербург, 2010 г.



Мои встречи с В. Г. Белашевым


В звании лейтенанта я глубокой осенью 1960 года ненадолго, в спешном порядке был назначен помощником начальника политотдела по комсомольской работе бригады атомных подводных лодок проекта 659, о существовании которой я не знал. Ходили лишь слухи о «новых» подводниках, во много раз усиливших огневую мощь ВМБ Стрелок.

Бригады... Тогда, в указанный мною год никакой бригады на плаву в полном составе не было. Она числилась на бумаге, дислокация была помечена на сверхсекретной штабной карте. У новенького, добротно сработанного пирса бухты Павловской, что в заливе Стрелок, устрашающе маячила, подперев стенку крутым шаровым высоченного, под два этажа, борта, диковинных габаритов подлодка. Это была К-45 - первенец ТОФ, и командовал ею капитан II ранга Белашев Виктор Григорьевич. Ростом он был чуть выше среднего, сухощав и подвижен. А еще - умен и внимателен к людям. Это выдавали его проницательные глаза.

Рождался атомный флот и все, что оказывалось так или иначе связанным с этим, поистине историческим событием в боевой деятельности ТОФ, представало новым и необычным. Для непосвященных же еще и неожиданным, поскольку составляло тайну из тайн. Казалось, не простые смертные правят службу на К-45, а другие, во сто крат достойнее, чище сердцем, смышленее и образованней, морально и физически сильнее. Там же не дизель, а атомная горючка, наконец, ракеты. Командир и вовсе представлялся этаким морским витязем из русских народных сказок; воображение рисовало образ недоступного, лишенного человеческих эмоций властелина, обделенного простыми качествами homo sapiens, таких, как душевное общение, беседы на разные темы в кубрике, наконец, память о себе подобных. Однако этих «других» взять было неоткуда и на притягивающий борт атомной субмарины ступали обыкновенные кадры с «дизелюх», с присущими каждому из них нормальными человеческими качествами. Но среди них оказывались и необыкновенные характеры.

Встреч с Виктором Григорьевичем было немного, некоторые памятны до сих пор.

Самая первая состоялась на борту плавбазы под шутливым названием «Санта-Мария» сразу после окончания общекорабельного комсомольского диспута: «Скажи мне, кто твой друг?». В диспуте на столь горячую для еще «несплавленного» экипажа тему принимали участие и офицеры, но только члены ВЛКСМ. Это явилось большим доверием командира к моральному состоянию личного состава, так как располагало к откровенности. Разговор под сигарету продолжился на полубаке. Виктор Григорьевич, заметив меня в окружении разгоряченных спорами матросов и старшин с комсомольскими значками на груди, подошел, дружески приобнял меня за талию и, одобрив идею диспута, необидно пошутил:
— Ну, что, комсомолец, работаем? Спасибо за помощь. — Смял улыбку, добавил серьезно:
— Я как-то побывал на выставке чехословацкого хрусталя в Москве. Сильно удивила прозрачность, сквозь которую исходила, нет, которая отражала энергию. Она проникала в самые глубины моего существа и взывала к действию, точнее - поднимала дух. Поразительно, да? Это испытывал каждый экскурсант... Так вот, будь, комсомолец, всегда прозрачным и передавай энергию другим. Это очень важно для боевого слаживания экипажа, сплачивания в одну семью, для его стойкости. Так что, помогай...

Его «ты» звучало по-приятельски.

Командир атомохода не спешил покинуть полубак плавбазы, отдельных матросов называл по имени, до конца выслушивал флотские байки и вместе со всеми заразительно смеялся. Он вовсе не был похож на холодно взирающего поверх подчиненных его воле голов всемогущего властелина, в распоряжении которого десятки людей и грозные «крылатки».

Были еще встречи, в основном мимолетные, оставившие зарубку о его деловых советах и поручениях. Они почти выветрились из памяти, но ее вспышки всякий раз оживляют ощущение встреченного тобой строгого и мудрого человека. Такие качества трудно сберечь в себе, управляя подчиненными.

Минуло много лет... Судьба вновь свела нас с Виктором Григорьевичем, но уже на Камчатке. Он тогда командовал дивизией атомоходов, носил звание контр-адмирала. В докладе по случаю 40-летия подводных сил Тихоокеанского флота не однажды звучала его фамилия как хитроумного стратега подводных охот. И опять был я сражен его вниманием к своей персоне. Он опять первым шагнул мне навстречу и, как ни в чем не бывало, протянул руку. Будто мы расстались только вчера. Непритворно выразил удивление, радостно поблескивая карими глазами:
— Вот как наши идут в службе! Уже второго ранга, уже редактор флотской ежедневной газеты... Почитываю твою «Тихоокеанскую вахту». Не каждый день и не все страницы, извини. А вот подпись «ответственный редактор» и далее имярек — как же! С удовольствием, с гордецой: наш! Служили вместе, оба, начинали там... Идут, идут в гору наши. Молодца!

Под «нашими» Виктор Григорьевич наверняка подразумевал тех, кто проходил службу вместе с ним на К-45, но по какому-то, неведомому мне, признаку, не отделял меня от экипажа. А я ведь не был в его составе, у меня и наименование воинской части было иным.

Довелось слышать его выступления. Вот он докладывает на высоком совещании о готовности лодки к первому плаванию, самостоятельному. В заключение бесстрашно попросил Д. Ф. Устинова перенести сроки ввода в боевой состав К-45 по ряду чисто технических причин на три месяца. Дмитрий Федорович, отвечавший тогда за состояние оборонной промышленности, не сразу ответил согласием. На вопросы В. Г. Белашев отвечал четко, без единой запинки. Вникнув в ситуацию поглубже, Д. Ф. Устинов заключил: — Придется докладывать Никите Сергеевичу (Хрущёву. - В. П.). Думаю, согласится. Доклады командира убедительны... Переносите, — обернулся он к комфлота В. А. Фокину.

А доклады на партийных и комсомольских собраниях, на заседаниях Военного совета? А мысли, высказанные в часы командирской учебы? Глубоко продуманные и выраженные в точных, выверенных словах, его умозаключения убеждали логикой и побуждали к действию.

И еще. Я никогда не чувствовал, находясь в общении с Виктором Григорьевичем позднее, когда он уже командовал флотилией и пребывал в звании вице-адмирала, что передо мной большой, как принято говорить, и перспективный флотский начальник. В сущности, кто я был для него? И тем не менее...


улица Белашева открытие мемориальной доски
Открытие мемориальной доски в память о вице-адмирале Белашеве В.Г., 2011 год, г. Фокино.

Он притягивал к себе как магнитом, обладая высокой частотой духовной жизни. При всем при этом в его рассуждениях и жестах сквозили простодушие и прямота. Они проявлялись во многих случаях. Так, однажды, он, направляясь к атомоходу, издали, от приземистых зданий службы радиационной безопасности (СРБ), нацеленно вгляделся в корпус ПЛ с носа, затем, не ступая на трап, прошел дальше, бросил взгляд с кормы, вздохнул. Обращаясь к капитану I ранга Зиновьеву, строителю лодки, сказал, не пряча досады:
— Слишком высок борт... Отсюда и парусность великовата, да и демаскирует при всплытии... Согласны?
Капитан I ранга кивнул: да, это так.

К слову, боевых единиц 659 проекта было изготовлено немного: далее шести кораблей проект в серию не пошел.

Можно еще привести примеры дальновидности Виктора Григорьевича, его неравнодушия к делам службы. По рассказам лодочных сослуживцев их командир на боевом дежурстве проявлял хватку решительного, привыкшего к опасности флотоводца.

Ранняя смерть оборвала славную, целиком отданную кораблям и флоту жизнь Виктора Григорьевича Белашева. Он был талантливым командиром. Проявлялось это не только в успехах служебных, а в качествах чисто личного порядка, именуемых теплотой отношений с подчиненными. И не только с ними. Он искренне любил жизнь, старался делать как можно больше доброго на суровом военно-морском поприще, радовался успехам товарищей. Он помнил всех, с кем сводила судьба или доводилось накоротке общаться, как в моем случае; не возвышался, одолевая служебные ступеньки, не кичился званием и не злоупотреблял положением. Такие люди из числа начальников редки, но, тем более о них надо помнить и по праву чтить.

Капитан I ранга в отставке
Петров Владимир Степанович
25 октября 2010 г.