Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Боль утраты в памяти навсегда

Прошло уже более 30 лет после трагической гибели самолета с командованием Тихоокеанского флота (в аэропорту города Пушкина), а память о «друге моей юности» одном из погибших — контр-адмирале Джемсе Чулкове не подвластна времени...

В Ленинградское военно-морское подготовительное училище мы поступили почти одновременно. Я в 1945-м, Джемс — годом позже. После окончания 1-го Балтийского высшего военно-морского училища вместе служили на Северном флоте на эсминце «Опасный». Я командовал штурманской, а Джемс — артиллерийской боевой частью. Уже тогда мне стало ясно — дело не в том, что высшее училище Джемс окончил с золотой медалью, а в том, что он обладал талантом организатора, имел врожденные командирские способности. Для службы они имели более важное значение, чем для учебы. Не было тех трудностей, которые могли сбить его с пути к намеченной цели, все, чего он достиг, явилось результатом упорного труда, умением правильно распределять время, действовать по плану, с учетом всех обстоятельств.

Провожаем папу на боевую службу
Провожаем папу на боевую службу в Африку.
В центре — начальник штаба бригады ракетных кораблей капитан II ранга Джемс Чулков,
Тамара Чулкова и сын Борис, Балтийск. 1971 г.

Ему по заслугам было определено достичь на флоте значительных высот.

Проходя службу на корабле, Джемс заочно окончил Ленинградский кораблестроительный институт. К специальному военному образованию прибавил инженерное. До поры до времени продвижение по службе не было широкой столбовой дорогой. На Балтике, где тогда служил Джемс, командир корабля то не хотел отпускать грамотного, энергичного старшего помощника, и задерживал его обещанием: «Вот поступлю в академию — станешь командиром». Чулков стал командиром БПК «Образцовый», затем начальником штаба бригады. Командующий Балтийским флотом адмирал В. В. Михайлин особо отмечал его оперативные, решительные действия во время несения боевой службы у берегов Западной Африки.

юлечка чулкова Решением командования Джемс получил назначение на Север. Непросто было возвращаться на флот, где начинал службу. На высокую должность командира дивизии в соединении были достойные местные кандидаты. Требовалось подтвердить делами, что ты достоин этого назначения.

Во время службы на кафедре кораблевождения ВВМУПП, бывая на флотах, я пользовался каждой возможностью повидаться с Джемсом. Радовали его успехи. Нельзя не отметить глубокую проработку и действенность принимаемых им решений. Планы-дневники, которые он

всегда вел, имели подробный анализ проведения мероприятий. Решительные действия Чулкова по укреплению дисциплины и организации службы в соединении нашли поддержку у командующего Северным флотом адмирала флота Г. М. Егорова.

Бывая у Чулковых и в Балтийске, и в Североморске, я ощущал уют домашнего очага, приветливость и гостеприимство его жены Тамары Ивановны. Когда есть взаимопонимание, любовь и поддержка в семье, тогда и служебные дела решаются успешнее.

Джемс был счастлив рождением дочери. С нежностью и любовью относился к ней. Радовался первым успехам Юли в школе. А как бы гордился ею сейчас. Она настойчива в достижении намеченной цели, получила два высших образования. Одним словом, похожа на отца. Его живая память.

В памяти, как рефрен, звучат слова из стихотворения Константина Симонова «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла! Такая уж поговорка у майора была». Эти строки любил повторять Джемс. Первая часть этой фразы была выбита на чеканке «Держись крепче в седле, ковбой», подаренной Джемсу сослуживцами в день его рождения. Поэтому и не верится, как могло произойти то, что случилось 7 февраля 1981 г.

Друг, капитан I ранга
Николай Алексеевич Долотов
Чулков Д. К. стр. 5. На следующую страницу