Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Командир чести

Все изменилось коренным образом при назначении в мае 1974 г. командиром дивизии капитана I ранга Чулкова Джемса Константиновича.

Естественно, что его, как прибывшего с «чужого» (Балтийского) флота, хотя его служба и начиналась на Севере, приняли в «штыки» не только штаб дивизии, но и штаб Северного флота.

Полагаю, что не следует вспоминать все те «уколы», проверки и приказы вышестоящего командования по состоянию дел на дивизии, хотя ряд недостатков, отмечаемых в них, не имел к новому командиру никакого отношения.

Д. Чулков с честью выдержал все проверки и постепенно начал наводить порядок в дивизии железной рукой, но с улыбкой и юмором, что весьма положительно было воспринято командирами кораблей, но не начальниками и флагманскими специалистами четырех наших штабов.

Уже осенью 1974 г. дивизия была положительно отмечена Военным советом флота по противолодочной подготовке и состоянию воинской дисциплины.

В ноябре 1974 г. большие противолодочные корабли «Бойкий» и «Зоркий» под флагом командующего флотом в тяжелейших осенне-зимних штормовых условиях без лоцманов зашли с официальным визитом в порт столицы Норвегии Осло. Визит был проведен на самом высоком уровне. Командир отряда Д. Чулков и я, как его заместитель, были приняты нашим послом в Норвегии, который дал исключительно высокую оценку экипажам наших кораблей.

В апреле 1975 г. — впервые после Второй мировой войны, в связи с тридцатилетием ее завершения, — «Бойкий» и «Жгучий» были направлены руководством страны с официальным визитом в г. Бостон, в Соединенные Штаты Америки. Джемса Чулкова ожидал очередной удар, которых он в своей жизни испытал немало. Командиром отряда руководство ВМФ назначает не командира дивизии Д. К. Чулкова, а контр-адмирала В. И. Зуба из состава оперативной эскадры — хорошего моряка, прекрасного человека, но все же — почему не Чулкова? Объяснение выглядело следующим образом: Чулков — не адмирал!

Д. Чулков у стенда боевой подготовки с призами ГКВМФ
Командир 2-й дивизии противолодочных кораблей контр-адмирал Д. Чулков
у стенда боевой подготовки с призами ГКВМФ, Североморск. 1978 г.

Командиру нашей дивизии «в утешение» было дано право руководить в ходе учения «Океан-75» всеми противолодочными силами СФ по поиску и слежению за АПЛ вероятного противника в северной части Атлантического океана, что было выполнено с высочайшей степенью ответственности. Нами было «загнано» под лед в районах северной Атлантики до 4-х атомных подводных лодок стран НАТО.

Летом 1975 г. Джемс Константинович организовал прием делегации наших шефов из Подмосковья и отправку делегации наших моряков с ответным визитом. Установленные им теплые шефские связи с городом Химки сохраняются до сих пор.

За долгие дни и ночи, проведенные с Джемсом Константиновичем в ходовых рубках наших кораблей, вспоминаются самые различные моменты принятия сложных решений и их выполнение, особенно в условиях штормов и наших северных снежных зарядов. Очень характерен следующий эпизод. В середине 70-х годов наша наука «увлеклась» поиском АПЛ по различным полям и параметрам, в том числе по радиоактивному следу. Однажды, выйдя в море на очередной поиск АПЛ по «следу», Джемс Константинович откровенно мне сказал, что ему предложили стать чуть ли не членом Академии наук, помочь защитить докторскую диссертацию, получить орден, если он подпишет акт о приеме новой аппаратуры по поиску лодок. А что сделал он, как настоящий офицер флота? В последний момент, перед выходом корабля в море на поиск АПЛ он пригласил к себе командира подводной лодки и вручил ему свою кальку с планом маневрирования в полигоне. Этот план в корне отличался от указаний, полученных в штабе флота. В итоге на действия нашей «науки» в море без смеха смотреть было невозможно. Лодка маневрировала по нашим указаниям, а «академики» считали, что она находится там, где ей было определено штабом флота. Более того, «крупными» учеными каждый маневр лодки «фиксировался» документально.

капитан I ранга Прохоров Л. М.
Выступает капитан I ранга Прохоров Л. М. 2006 г.

В итоге получился большой скандал, где Д. Чулкова обвинили в «неисполнительности», но его поддержали почти все командиры соединений ВМФ.

Именно такие люди, как Джемс Константинович, необходимы в настоящее время для возрождения нашего Российского Флота.

Капитан I ранга
Л. М. Прохоров
Чулков Д. К. стр. 14. На следующую страницу