Электронная версия книги "Прерванный полет" о трагедии 7 февраля 1981 года.

Требовательный командир, вдумчивый воспитатель

Служба морского офицера интересна не только дальними походами, напряженностью флотской жизни, романтикой и творчеством. Она интересна еще и тем, что постоянно дарит тебе встречи с новыми людьми. За время офицерской службы на кораблях, в соединениях и на флоте перед тобой проходят вереницы интереснейших и содержательных личностей. Ты их постоянно обнаруживаешь в среде матросов, старшин, мичманов, офицеров и адмиралов.

Моя флотская служба сложилась таким образом, что все 38 лет службы я провел на Балтийском флоте. На самых различных должностях пришлось пройти путь от матроса — штурманского электрика до контр-адмирала — первого заместителя начальника политуправления флота, познать за это время множество людей. При этом у одних научиться новому, у других перенять накопленный опыт, принять участие в судьбах третьих.

Контр-адмирал Джемс Константинович Чулков — это тот человек, у которого мы, его подчиненные, постоянно учились новому, перенимали его богатый опыт командира и воспитателя. Думаю, все мы, кому довелось служить с этой исключительно яркой личностью, общаться и решать с ним задачи, должны быть благодарны судьбе за встречу по жизни с замечательным и сильным человеком. В нем удивительным образом соединялись большой служебный и жизненный опыт с редкостной интуицией, расчет — с даром предвидения, справедливая командирская требовательность со стремлением воспитать подчиненного, преданного делу и своему Отечеству.

В апреле 1973 года меня, капитана III ранга, заместителя начальника политотдела 78-й бригады кораблей охраны водного района из г. Риги направили служить в г. Балтийск начальником политотдела 64-й бригады кораблей охраны водного района (далее — БК ОВР), которой командовать недавно заступил капитан I ранга Д. К. Чулков. И я считаю, что этот период становления нас как начальников, был самым интересным, содержательным и полезным для дела периодом службы.

Соединение кораблей охраны водного района, которым командовал Д. К. Чулков, вписало немало замечательных страниц в свою боевую историю. Оно было создано в июле 1943 года как составная часть Островной ВМБ на острове Лавенсаари. В 1945 году бригада была переведена к новому месту базирования в г. Балтийск. В годы войны бригада обеспечивала поддержание оперативного режима в зоне ответственности Островной ВМБ, занималась боевым тралением, принимала участие в высадке десантов. Только в 1943— 1944 гг. корабли этого соединения провели 133 операции по тралению, обнаружили и уничтожили 884 мины и 239 минных защитников, около 90 раз огнем артиллерии отражали атаки кораблей и самолетов противника. В апреле 1945 года корабли соединения своим огнем поддержали войска, штурмовавшие город-крепость Пиллау и содействовали высадке десанта на косу Фриш-Нерунг. За героизм и мужество, проявленные в годы войны, более 2000 овровцев были награждены орденами и медалями, а Ф. Е. Пахальчук, А. А. Обухов, Г. М. Давиденко, П. И. Чалов были удостоены звания Героя Советского Союза. С мая 1945 и вплоть до 1961 года бригада активно участвовала в послевоенном тралении, уничтожив более 10 тысяч мин. За послевоенное траление около 200 овровцев были награждены орденами и медалями, а капитан-лейтенант Г. Я. Оводовский удостоен звания Героя Советского Союза.

Комбриг Чулков в своей работе всегда опирался на боевые дела соединения и боевые заслуги овровцев. Требовал от подчиненных командиров никогда не забывать пройденный боевой путь соединения, широко использовать в повседневной работе с личным составом примеры мужества и героизма овровцев в годы войны.

Вспоминается, что начало работы Чулкова в качестве комбрига сопровождалось немалыми трудностями. Недостатки накопились в противолодочной, миннотральной подготовке, в повседневной организации службы, в воинской дисциплине и в примерности офицерского состава. Джемс Константинович быстро понял, что в таком сложном военном организме как бригада ОВР, насчитывавшем в своем составе более 30 вымпелов, свыше 2 тысяч личного состава, из них 200 офицеров, из которых до 70% были молодые офицеры — надо начинать именно с них.

Штаб бригады ОВР тогда размещался на борту прорывателя минных заграждений «Кушка». Рабочий день комбрига Чулкова начинался задолго до подъема флага и заканчивался, как правило, в 22 — 23 часа. В первое время, практически во все вечера во флагманской каюте комбриг проводил индивидуальную работу с офицерским составом соединения. За вечер он успевал поработать с 3—5 офицерами. До мелочей выяснял условия службы и быта каждого, терпеливо выслушивал жалобы и пожелания офицеров. В конце этой непростой, но системной работы выяснилось, что многим офицерам, особенно молодым, задержано присвоение очередных воинских званий, что таким образом их непосредственные начальники пытались навести порядок в боевых частях кораблей и береговых подразделениях. Подлинным контролем комбрига с такой порочной практикой было довольно быстро покончено. Более чем 30 офицерам были присвоены очередные воинские звания. Молодые офицеры обрели утраченный стимул к службе, стали прибавлять в служебном старании. В этой связи долго в бригаде вспоминали слова комбрига, что «звание старшего лейтенанта офицеру нужно присваивать только лишь за то, что лейтенант уже второй год служит на корабле».

На долю комбрига Д. К. Чулкова, начиная с 1973 года, выпала сложнейшая работа по подготовке и организации несения боевой службы морскими тральщиками бригады в Средиземном море. Эти небольшие, далеко не океанского класса корабли, якорь-цепь которых не доставала грунта Средиземного моря, в течение 4 месяцев достойно выполняли возложенные на них задачи. В течение трех лет командиры морских тральщиков «Е. Никонов», «Контр-адмирал Першин», «С. Рошаль», «Д. Лысов», «Контр-адмирал Хорошкин» в основном в воинских званиях старших лейтенантов и капитан-лейтенантов хорошо подготовленные и отмобилизованные комбригом, докладывали ему о выполнении поставленных задач. И надо было видеть, каким при этом чувством гордости за подчиненных светились глаза комбрига Чулкова. Имея солидный служебный опыт и практику подготовки больших противолодочных кораблей к дальним походам, комбриг щедро ими делился с молодыми командирами кораблей и дивизионов бригады. Он вкладывал всю свою душу в процесс подготовки кораблей к боевой службе. В интересах выполнения этой задачи был задействован весь потенциал штабов и береговых служб. Комбриг лично и посуточно контролировал ход подготовки корабля к боевой службе с жестким ежедневным подведением итогов этой работы.

Когда вспоминаешь о стиле и методах работы комбрига Чулкова, конечно же, что первым приходит на память — это его постоянное стремление во всех делах добиться системности. Он буквально исповедовал системность как средство достижения успеха.

Вступив в командование 64-й БКОВР, Чулков с первых дней службы стал добиваться системности в каждом элементе управления таким сложным механизмом как соединение кораблей ОВРа, что и позволило перебороть существовавшую рутину, добиться хороших показателей в боевой подготовке и боевой службе, в укреплении воинской дисциплины и, особенно, в примерности офицерского состава. Авторитет комбрига среди офицеров был непререкаем. Молодые офицеры подражали ему, перенимали его стиль и методы работы. Один из них, тогда старший лейтенант В. П. Комоедов — молодой командир малого противолодочного корабля впоследствии вырос до командующего Черноморским флотом. И в этом прямая заслуга Чулкова.

Я думаю, что с этими моими рассуждениями-воспоминаниями о системности в стиле и методах работы Чулкова должна согласиться и супруга комбрига, милейшая Тамара Ивановна. Он ведь и в домашних, семейных делах пытался внедрять принципы системности. И при проведении редких выходных дней, и при приеме в доме гостей, в подготовке формы одежды к очередному служебному дню и многое другое, о чем, конечно же, лучше любого из нас знает Тамара Ивановна. Славный был Джемс Константинович Чулков-человек и военачальник!

командующий В. В. Михайлин
Командование КБФ провожает нас на КСФ. В центре — командующий В. В. Михайлин.

Если продолжить рассуждения о системности, то как тут не вспомнить его системный подход и усидчивость в работе над собой.

Не побоюсь утверждать, что таких личных конспектов руководящих документов, образцовых рабочих тетрадей, содержащих полный анализ состояния воинской дисциплины, боевой готовности, по офицерскому составу, по штабам дивизионов, по квартирным вопросам, по работе женсоветов и т. д. — больше ни у кого не было. Разве что у адмирала Владимира Григорьевича Егорова, который в свое время служил старшим помощником командира большого противолодочного корабля «Образцовый», которым тогда командовал Д. К. Чулков. Владимир Григорьевич перенял многие замечательные черты своего командира, в том числе и системность.

Когда вспоминаешь совместную службу с Д. К. Чулковым, нельзя не сказать и о его эффективной командирской дипломатии, способности глубоко понимать систему взаимоотношений между соединениями и частями мест постоянного базирования. Известно, что внутренний морально-этический климат любой военно-морской базы имеет свою особенность. Если говорить о Балтийской военно-морской базе, тогда еще и главной ВМБ Балтийского флота, то это климат определялся базированием в ней соединений и частей различного боевого предназначения. Там были соединения крупных современных надводных кораблей, соединения десантных кораблей, частей морской пехоты, тылового и гидрографического обеспечения и т. д. Этими крупными формированиями командовали люди, естественно, различной степени подготовленности и служебного опыта, с разными взглядами и амбициями. В этих условиях важное место принадлежало престижу. Престижу как таковому. Служить на больших надводных кораблях новейших проектов — престижно, служить в ОВРе на малых десантных кораблях, вспомогательном флоте — не престижно. И так по всем составляющим сложного организма военно-морской базы.

Назначение Д. К. Чулкова — умного, хорошо подготовленного, волевого и сильного офицера на должность командира 64-й БКОВР постепенно стало изменять и престижность, и ситуацию во взаимоотношениях командно-политического состава ВМБ Балтийск. Командирская дипломатия Чулкова, основанная на положительных изменениях в соединении, постепенно изменило отношение командования ВМБ и командиров соединения к бригаде ОВРа. Если раньше штабам, кадровым и другим управленческим структурам удавалось почти традиционно недисциплинированных матросов, мичманов и офицеров отправлять служить в ОВР, теперь каждая такая попытка встречала аргументированно-правовой отпор. Если раньше на всех совещаниях от командования ВМБ и БФ можно было слышать стандартную, заведомо необъективную критику, то теперь комбриг Чулков твердо отстаивал справедливость и интересы бригады. Продвижение по службе, карьерный рост, направление на учебу, получение новой жилплощади и все другие, жизненно важные вопросы, без комбрига Чулкова не решались. Все попытки обойти его были обречены на неуспех.

Стиль и методы работы, личный пример во всем, командирская дипломатия способствовали росту авторитета Чулкова среди подчиненных и старших начальников, положительно сказались на реальных делах такого сложного соединения как 64-я БКОВР и, естественно, на личной карьере Джемса Константиновича Чулкова. Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С. Г. Горшковым было принято решение командира 64 БКОВР БФ назначить командиром дивизии противолодочных кораблей Северного флота.

Сложные чувства радости за карьеру Джемса Константиновича и печаль, вызванная расставанием с этим замечательным командиром и мужественным человеком, еще долго хранили в своей памяти его сослуживцы по 64-й БКОВР.

Контр-адмирал Павел Винцентович Кашаускас
начальник политотдела 64-й бригады
кораблей охраны водного района в 1973—1977 гг.
Чулков Д. К. стр. 10. На следующую страницу